Это мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами. Мифологизация сознания — один из самых эффективных приемов воздействия. При этом, обычно посредством средств массовой информации, в общественное сознание целенаправленно внедряются социально-политические мифы (иллюзорные модели действительности). Известный политолог С.Г. Кара-Мурза (род. 1939) следующим образом описывает принцип действия мифа в общественном сознании: «Введенный в сознание людей и глубоко там укрепившийся, миф способен длительное время (при наличии определенных предпосылок) подменять собой реальность. Орк Берсерк кстати есть на сайте chakiris.club.
В результате реципиент воспринимает ее в соответствии с трактовкой мифа и действует, исходя из этого восприятия. Миф снимает с реципиента необходимость напряженно думать и осмысливать мир вокруг себя. Человеку уже не нужно познавать мир — он берет готовую заготовку, миф и о мире» Все это мы видим сегодня невооруженным глазом. Создание образа врага, новая гонка вооружений, появление «исламского государства» — во всех случаях заинтересованные стороны проводят свою пропаганду через СМИ и социальные сети, создавая различные политические мифы, например о «русской угрозе». Все эти мифы создаются искусственно в определенных кругах, насаждаются обществу в виде политических, экономических, социальных мифов. Новейший философский словарь дает следующее определение социальной мифологии: «Социальная мифология представляет собой феномен идеологической практики, сконструированной в зрелом виде в XIX-XX вв. и представляющий собой сознательно целенаправленную деятельность по манипулированию массовым сознанием посредством специально сформулированных для этой цели социальных мифов. Социальная мифология включает в себя, таким образом, два необходимых компонента: социальное мифотворчество и адаптацию созданных идеологических мифологем в массовом сознании». Манипулирование массовым сознанием в условиях демократии является одним из самых действенных и эффективных способов влияния на массы.
В условиях тоталитарных и авторитарных режимов управление предполагало другие способы воздействия, в условиях современного демократического общества — такое влияние единственно возможный эффективный способ воздействия. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, в условиях тоталитаризма и авторитаризма власть не распределялась частицами между гражданами, а концентрировалась у монарха, обладавшего не подвергаемым сомнению правом на господство. Как и в любом государстве, власть монарха (или, скажем, генсека) нуждалась в легитимации — приобретении авторитета в массовом сознании. Но она не нуждалась в манипуляции сознанием. Отношения господства при такой власти были основаны на «открытом, без маскировки, императивном воздействии — от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа — с использованием грубого простого принуждения». Манипуляция — это способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Такое манипулирование и осуществляется путем внедрения политических и социальных мифов. Американский социолог Г. Шиллер (1919-2000) указывает на возможность идеологического подчинения масс при помощи мифотворчества: «Мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении.
Когда их удается незаметно внедрить в сознание масс, как это делает культурно-информационный аппарат, мифы обретают огромную силу, ибо большинство людей не подозревают о происходящей манипуляции» В этом случае «манипулятором» выступает власть, «политическая элита», при этом через СМИ органы власти стараются «навязать» обществу, массам определенные смыслы, побудить к действию, повысить свою авторитетность или, напротив, снизить политический вес своих оппонентов. Подобная схема особенно актуальна в период выборов: СМИ в угоду определенной политической силе создают такой образ, имидж кандидата, который может оказать максимально положительное воздействие на электорат. Политическая борьба выигрывается тем, кому удалось через различные каналы масс-медиа побудить большинство избирателей сделать выбор в свою пользу. Социально-политический миф может быть разработан и различными коммерческими организациями, стремящимися расширить рынки, увеличить степень своего влияния, выиграть конкурентную борьбу или максимизировать прибыль.